По путям неезженым…
Если обстоятельства меняют все планы, то это еще не повод расстраиваться: может, оно и к лучшему. У меня что-то подобное произошло в одну из последних рыбалок минувшей осени.
Всю рабочую неделю лелеяли и смаковали во всех деталях план предстоящей поездки на дальний степной канал за щучками. Поездки за этим редким для наших водоемов хищником уже давно стали традицией в нашей рыболовной компании. Тем более что активность обычных наших хищников, жереха и судака, к этому времени сходит на нет, а закрывать сезон вроде рановато, ведь погода стоит необычно теплая для конца осени.
Но ближе к выходным тщательно разработанный план рухнул. С канала возвратился знакомый спиннингист и рассказал о произошедших там событиях. Оказалось, что примерно неделю назад канал почти полностью осушили, что-то там чистили, а в это время браконьеры «чистили» канал от жившей в нем рыбы. Сейчас уровень восстановился, а вот рыбы практически не осталось – за весь световой день знакомый поймал одного стограммового щуренка. Поездку за щуками отложили, к тому же у двоих членов нашего коллектива появились какие-то неотложные дела. В итоге на рыбалку пришлось отправиться одному, да еще и на общественном транспорте. Поскольку рыбалка предстояла пешая, решил проведать старые сырдарьинские места, куда на машине не добраться и где года три-четыре тому назад я неплохо ловил предзимних жерехов и судаков.
Давно замечено, что если что-то начинается не по плану, то не по плану и продолжается. Приключения начались уже на вокзале, куда меня довез таксист посредине ночи. Входная дверь вокзала была открыта, но внутри почему-то было темно. В полутьме кучка рыболовов с удочками разговаривала с дежурным, и оказалось, что электричек уже два дня как нет и еще три дня не будет в связи с хлопковой кампанией. Стал прикидывать, что же предпринять – еще почти ночь, можно было бы и в горы успеть за форелькой, но в это время она уже с икрой. Поэтому решил ехать в ранее избранном направлении. Таксистов-частников, готовых везти куда угодно, было явно больше, чем желающих мчаться куда-то в ночь.
Сорок минут бешеной гонки по хорошему бетонному шоссе – и вот я выхожу у моста в пятистах метрах от правого берега Сырдарьи. Практически в полной темноте иду по дороге вдоль берега через какой-то поселок. До намеченного места километров шесть. Вскоре меня догнал местный житель на арбе, запряженной ишаком, окрикнул: «Садысь рыбалов, падвэзу! Я тоже рыбалов – тут недалеко возле земснаряда сетки ставлю, еду проверять». Разговорились о рыболовных новостях: вода поднялась, рыбы мало, зато стали усачи попадаться. Через четверть часа наши с браконьером пути разошлись: он свернул к реке, а мне еще нужно было топать к месту впадения небольшого арыка перед железнодорожным мостом.
Дорога закончилась, перелезаю через импровизированный забор, слепленный пастухами из колючек, метров триста продираюсь по узкой тропе среди кустов тамариска, щедро окатывающих меня ледяной росой, – и оказываюсь как раз у устья арыка.
В этом месте я не был уже года три, хотя именно в предзимье здесь была очень неплохая спиннинговая рыбалка.
В полутьме собираю снасть, ставлю Cultiva Rip’n Minnow 65 от Owner. Этот воблерок хорош тем, что его размашистая и не слишком быстрая игра привлекает вялого хищника, а размер приманки вполне устраивает и жерешат, и судачков. Видимость на пределе, и вероятность зацепов велика: даже в сумерках можно разглядеть торчащие из воды стебли затопленного бурьяна. Решил половить на ближней дистанции, прямо в устье арыка. Делаю короткий заброс, приманку на самой медленной скорости веду из русла реки к намытой арыком песчано-иловой отмели. В какой- то момент чувствую, что воблер лопастью упирается в ил, и тут же ощущаю тяжесть – похоже на зацеп. Пытаюсь сдвинуть «зацеп» удилищем. Он оживает и устремляется в глубину. Судак! Только этот хищник умеет так своеобразно «виснуть» на приманке.
Рыба вроде и небольшая, но при вываживании заставляет поволноваться: то упрется в какой-то подводный бугорок, то вдруг рванет в заросли затопленной колючки. И все-таки через минуту судачок на берегу. Килограмма в нем, конечно, нет, но вполне себе приличная рыбка. Сажаю добычу на кукан, продолжаю бросать практически в то же место. Несколько проводок – и я ловлю еще двух неплохих судачков – похоже, целая их стая охотилась в утренних сумерках близ устья арыка.
Светает, хватки судаков прекратились: или рыба просто отошла от берега, или я напугал ее возней при вываживании. Вода в арыке очень мутная, но все же рядом с берегом заметно какое- то движение, плещутся мелкие рыбешки – наверняка за ними и охотятся судаки. Даже предположить не могу, что это за рыбки длиной всего 3–4 см. Ведь уже почти зима, и к этому времени мальки большинства белых рыб вырастают до вполне приличных размеров, а эти, кажется, еще только недавно вылупились из икры.
Тусклое солнце показалось из-за горизонта и скупо осветило реку, но этого оказалось достаточно, чтобы сориентироваться в обстановке. Хотя судачки и перестали реагировать на приманку в самом арыке, но вряд ли перестали охотиться так рано. Скорее всего, хищники переместились на более глубокие места невдалеке от устья и там поджидают рыбешек, ищущих корм в мутной арычной воде – ведь именно на границе двух струй, чистой сырдарьинской и мутной арычной, время тот времени раздавались негромкие всплески плотвиц и шемай.
Для облова границ струй ставлю более глубоководный и тяжелый воблер, который легче добросить до мест предполагаемой охоты судака. Чаще всего для этих целей я использую Cranking от A-Elite. Воблерок вроде и не похож на minnow, рекомендуемый знатоками судачьей охоты, но наш азиатский судак его очень одобряет, принимая, видимо, за небольшую плотвичку. Так случилось и в этот раз – несколько проводок упористого воблерка по границе струй закончились хваткой. А вскоре и еще двух поймал, причем последний был явно за килограмм. Потом было несколько сходов, а затем солнце начало пригревать не по-осеннему и на охоту вышел жерех. И хотя жерех бил на пределе дальности заброса воблерка, одного килограммового «уговорить» все же удалось.
Стало жарко, удары хищников прекратились. Решил сфотографировать добычу – и тут происходит еще одно незапланированное «приключение». Неловким движением задеваю рюкзак, стоящий на крутом берегу арыка, он падает, из рюкзака вываливается пакет с едой и фотоаппарат в чехле. Все это падает в арык и уносится быстрым течением прямиком в Сырдарью. Успеваю поймать, но еда промокает, а в фотоаппарат попадает вода. Полностью восстановить его работоспособность удалось только дома, после просушки на батарее.
Перекусив, как известный принц Флоризель, «почти без аппетита», перебираюсь на другую сторону железной дороги. Там есть еще одно «секретное» место, куда на машине не подъехать. Опять продираюсь сквозь тугаи, вспугиваю парочку фазанов, которые взлетают свечкой и тут же падают в камышовые заросли.
Место это интересно тем, что в паводки возле берега тут намывает большой вал из гальки и песка. В малую воду он становится островом, а осенью, когда вода поднимается, – перекатом. Ниже переката находится отличная ямка, где и весной, и летом часто отстаиваются жерехи. Оцениваю обстановку – до нужной точки никакой воблер не добросить, надо ставить что-то поувесистей и хорошо летящее. Решил попробовать переднеогруженную вертушку, сделанную где-то в Сингапуре. Грузило вертушки представляет собой литую металлическую «рыбку», к хвосту которой прикреплен вращающийся на карабине лепесток. Конструкция на первый взгляд странная, но жерехам она нравится, это уже проверено.
Делаю заброс под слив переката, у самого дна медленно, на грани сбоя вращения лепестка, веду приманку в ямку. И почти сразу же чувствую знакомый удар. Так и есть, жерех! Очень даже неплохой, килограмм или даже чуть больше будет, азиатскую вертушку заглотил целиком, один поводок из пасти торчит. Через несколько забросов – еще такой же, а потом и еще один. За каких-то пять минут поймано три отличных жереха! Старое «секретное» место не подвело.
Я уж было настроился таскать здесь жерехов десятками, но не тут-то было: после трех пойманных рыб хватки прекратились. И только примерно через час был пойман еще один хищник – мелкая трегубка.
Поимку последней рыбки я воспринял как намек здешнего Водяного на то, что пора заканчивать рыбалку. Домой добрался без приключений. Рыбалкой остался очень доволен. И рыбки наловил, и старые места проведал, куда ни на каком механическом транспорте не добраться. Может, оно и неплохо, что время от времени обстоятельства заставляют нас бродить по путям неезженым.
Автор
| Иван Бедрицкий, Ташкент, Узбекистан |
0 комментариев :