По путям неезженым…

Если обстоятельства меняют все планы, то это еще не повод расстраиваться: может, оно и к лучшему. У меня что-то подоб­ное произошло в одну из последних рыбалок минувшей осени.

Всю рабочую неделю лелея­ли и смаковали во всех деталях план предстоящей поездки на дальний степной канал за щуч­ками. Поездки за этим редким для наших водоемов хищником уже давно стали традицией в на­шей рыболовной компании. Тем более что активность обычных наших хищников, жереха и су­дака, к этому времени сходит на нет, а закрывать сезон вроде ра­новато, ведь погода стоит нео­бычно теплая для конца осени.
Но ближе к выходным тща­тельно разработанный план рух­нул. С канала возвратился зна­комый спиннингист и рассказал о произошедших там событи­ях. Оказалось, что примерно не­делю назад канал почти полно­стью осушили, что-то там чисти­ли, а в это время браконьеры «чистили» канал от жившей в нем рыбы. Сейчас уровень вос­становился, а вот рыбы практи­чески не осталось – за весь све­товой день знакомый поймал одного стограммового щуренка. Поездку за щуками отложили, к тому же у двоих членов нашего коллектива появились какие-то неотложные дела. В итоге на ры­балку пришлось отправиться од­ному, да еще и на общественном транспорте. Поскольку рыбалка предстояла пешая, решил прове­дать старые сырдарьинские ме­ста, куда на машине не добрать­ся и где года три-четыре тому на­зад я неплохо ловил предзимних жерехов и судаков.
Давно замечено, что если что-то начинается не по плану, то не по плану и продолжается. Приключения начались уже на вокзале, куда меня довез таксист посредине ночи. Входная дверь вокзала была открыта, но вну­три почему-то было темно. В по­лутьме кучка рыболовов с удоч­ками разговаривала с дежурным, и оказалось, что электричек уже два дня как нет и еще три дня не будет в связи с хлопковой кампа­нией. Стал прикидывать, что же предпринять – еще почти ночь, можно было бы и в горы успеть за форелькой, но в это время она уже с икрой. Поэтому решил ехать в ранее избранном направ­лении. Таксистов-частников, го­товых везти куда угодно, бы­ло явно больше, чем желающих мчаться куда-то в ночь.
Сорок минут бешеной гон­ки по хорошему бетонному шоссе – и вот я выхожу у моста в пятистах метрах от правого берега Сырдарьи. Практически в полной темноте иду по доро­ге вдоль берега через какой-то поселок. До намеченного ме­ста километров шесть. Вскоре меня догнал местный житель на арбе, запряженной ишаком, окрикнул: «Садысь рыбалов, падвэзу! Я тоже рыбалов – тут недалеко возле земснаряда сет­ки ставлю, еду проверять». Раз­говорились о рыболовных ново­стях: вода поднялась, рыбы ма­ло, зато стали усачи попадаться. Через четверть часа наши с бра­коньером пути разошлись: он свернул к реке, а мне еще нуж­но было топать к месту впаде­ния небольшого арыка перед железнодорожным мостом.
Дорога закончилась, пере­лезаю через импровизирован­ный забор, слепленный пасту­хами из колючек, метров три­ста продираюсь по узкой тропе среди кустов тамариска, щедро окатывающих меня ледяной ро­сой, – и оказываюсь как раз у устья арыка.
В этом месте я не был уже го­да три, хотя именно в предзимье здесь была очень неплохая спин­нинговая рыбалка.
В полутьме собираю снасть, ставлю Cultiva Rip’n Minnow 65 от Owner. Этот воблерок хорош тем, что его размашистая и не слиш­ком быстрая игра привлекает вя­лого хищника, а размер приман­ки вполне устраивает и жерешат, и судачков. Видимость на преде­ле, и вероятность зацепов вели­ка: даже в сумерках можно раз­глядеть торчащие из воды стеб­ли затопленного бурьяна. Решил половить на ближней дистанции, прямо в устье арыка. Делаю ко­роткий заброс, приманку на са­мой медленной скорости веду из русла реки к намытой арыком песчано-иловой отмели. В какой- то момент чувствую, что воблер лопастью упирается в ил, и тут же ощущаю тяжесть – похоже на зацеп. Пытаюсь сдвинуть «зацеп» удилищем. Он оживает и устрем­ляется в глубину. Судак! Толь­ко этот хищник умеет так свое­образно «виснуть» на приманке.

     Рыба вроде и небольшая, но при вываживании заставля­ет поволноваться: то упрется в какой-то подводный бугорок, то вдруг рванет в заросли зато­пленной колючки. И все-таки через минуту судачок на берегу. Килограмма в нем, конечно, нет, но вполне себе приличная рыб­ка. Сажаю добычу на кукан, про­должаю бросать практически в то же место. Несколько прово­док – и я ловлю еще двух непло­хих судачков – похоже, целая их стая охотилась в утренних су­мерках близ устья арыка.
     Светает, хватки судаков пре­кратились: или рыба просто ото­шла от берега, или я напугал ее возней при вываживании. Вода в арыке очень мутная, но все же рядом с берегом заметно какое- то движение, плещутся мелкие рыбешки – наверняка за ними и охотятся судаки. Даже предпо­ложить не могу, что это за рыб­ки длиной всего 3–4 см. Ведь уже почти зима, и к этому вре­мени мальки большинства бе­лых рыб вырастают до вполне приличных размеров, а эти, ка­жется, еще только недавно вылу­пились из икры.
     Тусклое солнце показалось из-за горизонта и скупо освети­ло реку, но этого оказалось до­статочно, чтобы сориентиро­ваться в обстановке. Хотя су­дачки и перестали реагировать на приманку в самом арыке, но вряд ли перестали охотиться так рано. Скорее всего, хищники пе­реместились на более глубокие места невдалеке от устья и там поджидают рыбешек, ищущих корм в мутной арычной воде – ведь именно на границе двух струй, чистой сырдарьинской и мутной арычной, время тот вре­мени раздавались негромкие всплески плотвиц и шемай.

     Для облова границ струй ставлю более глубоководный и тяжелый воблер, который лег­че добросить до мест предпола­гаемой охоты судака. Чаще все­го для этих целей я использую Cranking от A-Elite. Воблерок вро­де и не похож на minnow, реко­мендуемый знатоками судачьей охоты, но наш азиатский судак его очень одобряет, принимая, видимо, за небольшую плотвич­ку. Так случилось и в этот раз – несколько проводок упористо­го воблерка по границе струй за­кончились хваткой. А вскоре и еще двух поймал, причем послед­ний был явно за килограмм. По­том было несколько сходов, а за­тем солнце начало пригревать не по-осеннему и на охоту вышел жерех. И хотя жерех бил на пре­деле дальности заброса воблер­ка, одного килограммового «уго­ворить» все же удалось.
     Стало жарко, удары хищни­ков прекратились. Решил сфо­тографировать добычу – и тут происходит еще одно незапла­нированное «приключение». Неловким движением задеваю рюкзак, стоящий на крутом бе­регу арыка, он падает, из рюкза­ка вываливается пакет с едой и фотоаппарат в чехле. Все это па­дает в арык и уносится быстрым течением прямиком в Сырда­рью. Успеваю поймать, но еда промокает, а в фотоаппарат по­падает вода. Полностью восста­новить его работоспособность удалось только дома, после про­сушки на батарее.
     Перекусив, как известный принц Флоризель, «почти без ап­петита», перебираюсь на другую сторону железной дороги. Там есть еще одно «секретное» ме­сто, куда на машине не подъе­хать. Опять продираюсь сквозь тугаи, вспугиваю парочку фаза­нов, которые взлетают свечкой и тут же падают в камышовые заросли.
     Место это интересно тем, что в паводки возле берега тут намывает большой вал из галь­ки и песка. В малую воду он становится островом, а осе­нью, когда вода поднимается, – перекатом. Ниже переката на­ходится отличная ямка, где и весной, и летом часто отстаи­ваются жерехи. Оцениваю об­становку – до нужной точки ни­какой воблер не добросить, на­до ставить что-то поувесистей и хорошо летящее. Решил по­пробовать переднеогруженную вертушку, сделанную где-то в Сингапуре. Грузило вертушки представляет собой литую ме­таллическую «рыбку», к хвосту которой прикреплен вращаю­щийся на карабине лепесток. Конструкция на первый взгляд странная, но жерехам она нра­вится, это уже проверено.
     Делаю заброс под слив пе­реката, у самого дна медлен­но, на грани сбоя вращения ле­пестка, веду приманку в ям­ку. И почти сразу же чувствую знакомый удар. Так и есть, же­рех! Очень даже неплохой, ки­лограмм или даже чуть больше будет, азиатскую вертушку за­глотил целиком, один поводок из пасти торчит. Через несколь­ко забросов – еще такой же, а потом и еще один. За каких-то пять минут поймано три отлич­ных жереха! Старое «секрет­ное» место не подвело.
     Я уж было настроился та­скать здесь жерехов десятка­ми, но не тут-то было: после трех пойманных рыб хватки прекратились. И только при­мерно через час был пойман еще один хищник – мелкая трегубка.
     Поимку последней рыбки я воспринял как намек здеш­него Водяного на то, что по­ра заканчивать рыбалку. До­мой добрался без приключе­ний. Рыбалкой остался очень доволен. И рыбки наловил, и старые места проведал, ку­да ни на каком механическом транспорте не добраться. Мо­жет, оно и неплохо, что время от времени обстоятельства за­ставляют нас бродить по путям неезженым.
Автор
Иван Бедрицкий, Ташкент, Узбекистан

0 комментариев :

Copyright © 2013 - Клуб успешных рыбаков